Порядок предоставления платных услуг - РКОБ им. проф. Е.В. Адамюка

Выберите язык

Справочная служба:
Платные услуги:
Справочная служба:
Платные услуги:
Open menu

Порядок предоставления платных услуг

Документы

Оказание платных медицинских услуг гражданам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2023 года N 736 "Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"

Медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг организуется и оказывается:

а) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации;

б) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

в) на основе клинических рекомендаций;

г) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых МЗ РФ

Оказание платных медицинских услуг медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую
деятельность, в случае участия их в реализации программы и территориальных программ, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках программы и территориальных программ.

Сроки ожидания предоставления платных услуг 

Срок оказания услуг зависит от состояния здоровья Пациента, периода, необходимого для изготовления медицинского изделия и графика работы врача, и указывается в Предварительном плане лечения. Последствия и ожидаемые результаты оказания медицинской помощи отражены в «Информированном добровольном согласии об объёме и условиях оказываемых платных медицинских услугах» - см. Приложения №№ 4, 5 к Приказу ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф.Е.В.Адамюка» от 25.08.2023 № ОД-02/25-08-2023 «Об организации оказания платных медицинских услуг».

Перечень услуг

В ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В.Адамюка оказывается консультативно-диагностическая, лечебная и микрохирургическая офтальмологическая помощь с применением современных медицинских

технологий, выполняются витреальные оперативные вмешательства, в т.ч. микроинвазивная витреоэктомия, интравитреальное введение ингибиторов ангиогенеза, антиглаукоматозные операции,

факоэмульсификация катаракты с имплантацией интраокулярной линзы, лазерные офтальмологические операции, интравитреальное введение ингибиторов ангиогенеза.

Проводятся такие виды высокотехнологичной медицинской помощи, как микроинвазивная витреоэктомия с ленсэктомией и имплантацией интраокулярной линзы, антиглаукоматозная операция с ФЭК,

антиглаукоматозная операция с применением дренажей, кератопластика, интравитреальное введение лекарственных препаратов, шейверная (лазерная) реконструктивная операция при патологии

слезоотводящих путей, эписклеральное круговое и (или) локальное пломбирование в сочетании с транспупиллярной лазеркоагуляцией сетчатки, реконструктивная блефаропластика.

В состав микрохирургического отделения входят: регистратура платных услуг, лазерный кабинет, глаукомный кабинет, детский кабинет, рентгенкабинет, диагностические кабинеты.

Льготные категории пациентов

В отделении платных услуг ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им. проф. Е.В.Адамюка» действует система постоянных скидок на некоторые виды услуг. Скидки распространяются на следующие категории пациентов:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда;
  • лица, работавшие в пределах тыловых границ действующих фронтов;
  • герои Социалистического Труда;
  • герои Труда Российской Федерации;
  • полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  • вдовы (вдовцы) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации или полных кавалеров ордена Трудовой Славы, не вступившие в повторный брак (независимо от даты смерти (гибели) Героя Социалистического Труда или полного кавалера ордена Трудовой Славы)
  • Лица, награжденные знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, и приравненные к ним категории граждан;
  • граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  • реабилитированные лица;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) инвалидов войн, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, состоявшие на их иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение);
  • Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и на других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  • участники специальной военной операции Российской Федерации на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года;
  • члены семьи участников специальной военной операции Российской Федерации на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года;
  • граждане, проходящие медицинское освидетельствование для получения медицинской справки на обучение по военно-учетным специальностям в образовательных организациях ДОСААФ Республики Татарстан;
  • инвалиды 1, 2 групп;
  • ветераны боевых действий Чеченской, Афганской войн;
  • ветераны труда;
  • многодетные семьи;
  • опекуны несовершеннолетних лиц;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • для второго ребенка – в одной семье при одновременном обращении за платными медицинскими услугами;  
  • студенты (очная форма обучения);
  • медицинские работники.

При себе обязательно нужно иметь документ, подтверждающий льготу. Информацию о размерах скидок и услугах, на которые распространяются скидки, можно получить по телефону +7 (843) 528-02-02 , в регистратуре платных услуг и на сайте https://rkob.ru/rus/price/

Порядок оплаты услуг:

Стоимость платных медицинских услуг в ГАУЗ "РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В. Адамюка" определяется в соответствии с действующим Прейскурантом и остается неизменной в течение срока действия договора. В случае заключения дополнительного соглашения или отдельного договора на предоставление дополнительных медицинских услуг их стоимость определяется по Прейскуранту платных медицинских услуг, действующему на момент заключения дополнительного соглашения или отдельного договора. Расчеты между сторонами осуществляются в день оказания платных медицинских услуг наличными денежными средствами через кассу, безналичным способом с помощью банковской карты. Также возможна предоплата перечислением денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

1. Граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

2. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

3. При оказании платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи.

4. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

5. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;
  • при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона.

6. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

7. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Статья 84. Оплата медицинских услуг Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) 

Прием жалоб/обращений

Вы сами или Ваш законный представитель имеет возможность оставить свои отзывы, жалобы и пожелания о работе Республиканской офтальмологической больницы, направить предложение, обратиться с вопросом. Для этого существует несколько вариантов:

1 вариант. В разделе сайта «Пациентам» https://rkob.ru/rus/patsientam/obratnaya-svyaz/ostavit-obrashchenie-zhalobu    Вы можете высказывать своё мнение о работе учреждения, оставить пожелания для улучшения работы медицинской организации, отзывы, предложения через специальную форму и задать интересующий Вас вопрос в разделе «Вопрос- ответ»

2 вариант. Написать официальное письмо в нашу медицинскую организацию на электронную почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

3 вариант. Опустить обращение на бумажном носителе в специальные ящики «Жалобы и предложения», которые находятся: в холле приемного отделения стационара (1 этаж корпуса В, ул. Бутлерова д.14), возле кабинета неотложной помощи приемного отделения стационара (1 этаж корпуса В), в холле отделения платных услуг (1 этаж корпуса Д).

4 вариант. Оставить запись в книге «Жалоб и предложений», которая находится в «Справочном окне» (холл приемного отделения, 1 этаж корпуса В, ул. Бутлерова, д. 14) и в регистратуре консультативной поликлиник (ул. Бутлерова, д. 41, 1 этаж)

5 вариант. Написать письмо в нашу медицинскую организацию на официальную почту по адресу: 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 14

Уважаемые пациенты! Также Вы можете  обратиться  в вышестоящие и контролирующие органы сферы здравоохранения, телефоны и адреса по ссылке https://rkob.ru/rus/klinika/vyshestoyashchie-i-kontroliruyushchie-organy

Сроки ожидания медицинской помощи

  • сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи и первичной специализированной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать двух часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • срок проведения консультаций врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должен превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • срок проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание не должен превышать трех рабочих дней;
  • срок проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должен превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание);
  • срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать трех рабочих дней с момента постановки диагноза онкологического заболевания;
  • срок проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должен превышать 14 рабочих дней со дня назначения;
  • срок проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание не должен превышать семи рабочих дней со дня назначения исследований.
  • Срок ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должен превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями - семи рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).
  • Очередность оказания высокотехнологичной медицинской помощи в плановой форме определяется листом ожидания медицинской организации, оказывающей высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках установленного задания (далее - лист ожидания). 

Более подробно  в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан   

Стандарты медпомощи и клинические рекомендации

Рубрикатор клинических рекомендаций создан в целях обеспечения доступа медицинских работников к клиническим рекомендациям, разработанным в соответствии с законодательством Российской Федерации и принципами доказательной медицины.

Ссылка на официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/

Рубрикатор клинических рекомендаций – это официальный ресурс Министерства Здравоохранения России, в котором размещаются клинические рекомендации, разработанные и утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями Российской Федерации, а также методические руководства, номенклатуры, справочники и другие справочные материалы, связанные с клиническими рекомендациями.

Ссылка на  рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава  РФ  https://cr.minzdrav.gov.ru/

Информация о методах оказания медпомощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи

Исследование аккомодации

Определение запаса (объема) аккомодации – исследование, которое про- водится для уточнения способности глаз фокусироваться на объектах и предметах, расположенных на разных расстояниях.

ВНИМАНИЕ! Процедура имеет медицинские противопоказания. Наличие или отсутствие показаний/противопоказаний, количество процедур, показанных пациенту, устанавливает врач. Данный метод является диагностическим, проводимым по назначению лечащего врача.
Нижеприведенная информация носит исключительно ознакомительно-справочный характер и не является публичной офертой. Необходима консультация врача.

Показания.

Оценку запаса аккомодации назначают при: ложной близорукости; размытости восприятия объектов вблизи и вдали; сухости в глазах; головной боли, которая возникает при чрезмерной зрительной нагрузке; боль и жжение в области глаз; мышечном дискомфорте. Диагностика рекомендована тем пациентам, которые много времени проводят за монитором компьютера, планшетами, у кого семейным анамнез отягощен миопией или дальнозоркостью.
Определение запаса аккомодации является обязательной процедурой, если пациент принял решение увеличить его резерв.

Противопоказания.
Абсолютных противопоказаний к оценке запаса аккомодации нет. Решение принимает врач-офтальмолог, учитывая жалобы, анамнез, общее состояние глаз, результаты первичного осмотра.

Методика проведения.

Запас аккомодации определяется различными пробами и тестами: путем оценки восприятия текста и изображений линзами различной оптической силы; с помощью аккомодометров. И в первом, и во втором случае специальная подготовка не требуется. Необходимо снять очки/линзы, принять удобное положение и выполнить несложные задания врача-офтальмолога. Вам будут предложены к рассмотрению таблица Сивцева или печатные материалы.
Проверяется первый глаз. Врач предлагает прочесть текст на картинке сначала с помощью линз диоптрием -1. При здоровой работе цилиандрой мышцы активизируется функция аккомодации и происходит фокусировании путем изменения формы хрусталика. Затем линза удаляется, и в течение 10 секунд зрение должно восстановиться. Следующий шаг – увеличение диоптрия. Пациенту предлагается рассмотреть текст с линзой с оптической силой 1,5 диоптрия. И далее диоптрий увеличивается с шагом 0,5 диоптрия, пока не будет достигнута полная потеря остроты зрения при просмотре изображения или десятой строчки таблицы Сивцева.
Затем запас аккомодации определяется для второго глаза, так как объем аккомодации глаз у одного человека может быть различным.

Более подробно о методах здесь

Памятка по реализации правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

Министерство здравоохранения Российской Федерации информирует о вступлении в силу с 01.09.2023 постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006" (далее соответственно - постановление, Правила).

Правила утверждены в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и статьей 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).

Постановление направлено прежде всего на обеспечение разграничения условий предоставления платных медицинских услуг и оказания медицинской помощи гражданам бесплатно в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) и, следовательно, соблюдение прав как пациентов, так и медицинских работников. Так, Правилами регламентированы условия предоставления платных медицинских услуг (раздел II Правил), определена информация об исполнителе и предоставляемых им платных медицинских услугах, доводимая исполнителем до сведения потребителей (раздел III Правил), установлены порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг (раздел IV Правил), порядок предоставления платных медицинских услуг (раздел V Правил), особенности оказания медицинских услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом (раздел VI Правил), а также ответственность исполнителя при предоставлении платных медицинских услуг (раздел VII Правил).

С учетом многочисленных обращений, поступающих в адрес Минздрава России, касающихся реализации отдельных положений Правил, направляем ответы на поступившие обращения.

1. Следует отметить, что Правила (пункт 8) в соответствии с частью 5 статьи 84 Федерального закона N 323-ФЗ устанавливают право медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные программы), оказывать платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий, территориальными программами и (или) целевыми программами, в следующих случаях:

назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также не закупаемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не закупаемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и не подлежащих оплате в рамках программы государственных гарантий и территориальной программы;

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста медицинского наблюдения;

б) анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, которые предусмотрены статьей 21 Федерального закона N 323-ФЗ, а также за исключением оказания медицинской помощи в экстренной форме.

2. Медицинская помощь при предоставлении платных медицинских услуг организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские организации обязаны обеспечивать оказание медицинскими работниками медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, а также создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи. Указанное рекомендуется зафиксировать в локальном акте медицинской организации, регламентирующем порядок и условия предоставления платных медицинских услуг в медицинской организации.

В случае превышения объема выполняемого стандарта медицинской помощи и увеличения размера оплаты медицинских услуг, установленного договором, на каждую дополнительную платную медицинскую услугу, оказываемую сверх объема выполняемого стандарта медицинской помощи, так же, как и в случае необходимости предоставления на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, медицинской организации необходимо заключить дополнительное соглашение к договору либо оформить новый договор с указанием конкретных дополнительных медицинских услуг и их стоимости, если иное не оговорено в основном договоре (абзац второй пункта 27 Правил).

3. Медицинским организациям, в том числе предоставляющим платные медицинские услуги, расходы, связанные с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме, возмещаются в порядке и размерах, которые установлены территориальными программами (пункт 10 части 2 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ).

4. Пунктом 11 Правил предусмотрено, что платные медицинские услуги должны соответствовать номенклатуре медицинских услуг, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, и могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, а также в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи, по письменному согласию потребителя и (или) заказчика.

Следует отметить, что номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н, является нормативным правовым актом, который прошел процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (07.11.2017, регистрационный N 48808) (далее - Номенклатура).

Кроме того, Номенклатура в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" включена в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467, что также указывает на то, что Номенклатура в настоящее время содержит обязательные требования и должна соблюдаться при оказании медицинскими организациями медицинских услуг.

В случае, если медицинская услуга является комплексной, то возможно указание несколько кодов медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре.

5. Договор может быть заключен посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (дистанционный способ заключения договора) (пункт 42 Правил, пункт 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации). Чтобы заключить такой договор, исполнитель (медицинская организация) должен ознакомить потребителя и (или) заказчика с предложенным описанием медицинской услуги. Информация, которую нужно разместить на главной странице сайта исполнителя в сети "Интернет" (или ссылку на нее) для возможности ознакомления с ней потребителя при заключении договора дистанционным способом, перечислена в пункте 43 Правил.

Договор с потребителем и (или) заказчиком считается заключенным со дня оформления потребителем и (или) заказчиком соответствующего согласия (акцепта), в том числе путем совершения действий по выполнению условий договора, включая внесение частично или полностью оплаты по договору с учетом положений статей 16.1 и 37 Закона N 2300-1 (пункт 45 Правил).

Идентификация потребителя (заказчика) в целях заключения и (или) исполнения договора, заключенного дистанционным способом, может осуществляться в том числе с помощью федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (абзац первый пункта 47 Правил).

Свое согласие (акцепт) потребитель и (или) заказчик подписывает электронной подписью (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной). Уполномоченное лицо медицинской организации подписывает договор усиленной квалифицированной электронной подписью (абзац второй пункта 47 Правил).

Потребитель и (или) заказчик может отказаться от исполнения договора, заключенного дистанционным способом, тем же способом, который использовали при его заключении (пункт 49 Правил). То есть в этом случае медицинская организация не вправе требовать у потребителя и (или) заказчика предоставления собственноручного заявления об отказе от исполнения договора.

Информацию о том, по какой форме и каким способом можно направить обращение (жалобу) в органы государственной власти и организации, необходимо разместить на сайте медицинской организации в сети "Интернет", а также указать почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба). В случае если такая информация не предоставлена, потребитель и (или) заказчик вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом (пункт 21 Правил).

При этом следует учитывать, что при заключении договора дистанционным способом потребитель и (или) заказчик могут направить исполнителю в любой форме и любым, включая дистанционный, способом требования, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной платной медицинской услуги), а медицинская организация обязана принять эти требования, в том числе в электронном виде (дистанционным способом) (пункт 50 Правил).

При предъявлении потребителем и (или) заказчиком требований, в том числе при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной платной медицинской услуги), исполнитель рассматривает и удовлетворяет заявленные требования (направляет отказ в удовлетворении заявленных требований) в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя Законом N 2300-1 (пункт 21 Правил).

Медицинской организации следует хранить договор в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об архивном деле (Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации") (пункт 25 Правил).

При предоставлении платных медицинских услуг анонимно рекомендуется либо разработать отдельную форму договора с потребителями и (или) заказчиками, которым платные медицинские услуги предоставляются анонимно, либо в стандартном договоре фиксировать сведения о потребителе с его слов (подпункт "б" пункта 23 Порядка).

Следует учитывать, что исходя из закрепленного частью 2 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ права родителей и иных законных представителей давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 Федерального закона N 323-ФЗ, при даче информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство может потребоваться предъявление паспорта пациента для определения его возраста, а также предъявление документа, подтверждающего статус законного представителя несовершеннолетнего, которому предполагается оказание медицинской услуги.

6. Использование медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий и территориальных программ, для оказания платных медицинских услуг материально-технической базы, в том числе медицинского оборудования, приобретенного за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетных средств, не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках программы и территориальных программ (пункт 9 Правил).

7. Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Информация, которую необходимо предоставить потребителю и (или) заказчику при оказании платных медицинских услуг, определена в разделе III Правил.

При предоставлении платных медицинских услуг исполнителю следует предоставить потребителю и (или) заказчику информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи (подпункт "в" пункта 13 и подпункт "д" пункта 14 Правил).

При этом, согласно Правилам, указанная информация должна быть предоставлена в наглядной и доступной форме.

Доступность информации обеспечивается путем размещения информации на информационных стендах (стойках) медицинских организаций и на сайтах медицинских организаций в сети "Интернет" (при его наличии). Размещаются в том числе ссылки на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальный сайт Минздрава России, на котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций, в целях доведения до сведения потребителя и (или) заказчика информации о стандартах медицинской помощи и клинических рекомендациях, с учетом и на основании которых (соответственно) медицинская организация оказывает медицинские услуги, также до сведения потребителя и (или) заказчика доводятся в том числе образцы договоров, перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, в случае их установления учредителем медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения и (или) руководителем медицинской организации частной системы здравоохранения (подпункты "в", "ж" и "з" пункта 17 Правил).

Обращаем особое внимание, что за неинформирование граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 6.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в частности:

невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

8. В целях защиты прав потребителя в Правилах конкретизирован перечень документов, которые медицинская организация обязана выдавать по обращению потребителя, чтобы подтвердить фактические расходы на оказанные медицинские услуги и (или) приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, например, рецептурный бланк с проставленным штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика", заверенный подписью и личной печатью врача, печатью медицинской организации (пункт 33 Правил).

9. Федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности осуществляет Росздравнадзор (статья 87 Федерального закона N 323-ФЗ). В рамках указанного контроля проводятся в том числе проверки соблюдения порядка и условий предоставления платных медицинских услуг, за исключением обязательных требований, отнесенных к предмету федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (подпункт "г" части 2). Кроме того, соблюдение Правил является лицензионным требованием (подпункт "в" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852).

Контроль за предоставлением платных медицинских услуг осуществляет также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

10. Ввиду вступления в силу Правил органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, рекомендуется установить условия использования материально-технической базы и привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг, а также порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги. При этом в порядке определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги в целях урегулирования вопроса соотношения тарифа на оплату медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования и в рамках предоставления платных медицинских услуг рекомендуется предусмотреть следующий подход: в случае, если медицинская организация является участником территориальных программ обязательного медицинского страхования, соотношение тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и соответствующей медицинской услуги, предоставляемой на платной основе, возможно обеспечить включением в структуру затрат, формирующих стоимость платной медицинской услуги (медицинской помощи), наименований затрат, входящих в тариф на оплату соответствующей услуги за счет средств обязательного медицинского страхования, установленный тарифным соглашением в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

Кроме того, порядок может предусматривать возможность медицинской организации при установлении размера цены (тарифа) на платные медицинские услуги учитывать отдельные условия, влияющие на стоимость (например - прием/посещение/консультация врача-специалиста с указанием его квалификационной категории, ученой степени, ученого звания, вида используемого контрастного вещества и т.д.).

Медицинским организациям рекомендуется:

обеспечить доступ пациентов к информации, содержащейся в программе государственных гарантий, территориальной программе к памятке для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи (прилагается), а также к Правилам;

обеспечить ведение раздельного статистического и бухгалтерского учета и предоставление отчетности об оказанных платных медицинских услугах гражданам, в том числе гражданам иностранных государств (нерезидентам) в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации от 16.02.2023 N 6363-У "О формировании и утверждении статистической методологии, перечня респондентов, форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж";

актуализировать информацию, которую медицинская организация должна довести до сведения потребителя и (или) заказчика способами, определенными Правилами;

обновить формы договоров о предоставлении платных медицинских услуг, в том числе уточнить информацию в тексте договоров по новым требованиям к информированию потребителя и (или) заказчика;

актуализировать локальные нормативные акты, регулирующие предоставление платных медицинских услуг в медицинской организации, например, положение о предоставлении платных медицинских услуг;

обеспечить соответствие наименования платной медицинской услуги (например, в прейскуранте) наименованию соответствующей медицинской услуги, указанной в Номенклатуре;

разработать форму договора с потребителями и (или) заказчиками, которым платные медицинские услуги предоставляются анонимно, предусмотрев возможность информирования пациентов о том, что в целях определения возраста пациента для дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ может быть запрошен паспорт, а также о том, что при получении платных медицинских услуг анонимно имеет место риск для потребителя и (или) заказчика в дальнейшем в полной мере защитить свои права в досудебном и судебном порядке, получить налоговые вычеты и т.п.;

разработать форму договора, заключаемого дистанционным способом, разместить соответствующую информацию о дистанционном способе заключения договора на главной странице сайта медицинской организации в сети "Интернет", а также информацию о том, по какой форме и каким способом потребитель и (или) заказчик может направить обращение (жалобу) в органы государственной власти и организации по вопросу об оказанной платной медицинской услуге, почтовый адрес или адрес электронной почты медицинской организации) (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).